Источник - http://www.saratov-kultura.ru/actor/ledyaeva_i1.html ИНТЕРВЬЮ С ЕКАТЕРИНОЙ ЛЕДЯЕВОЙ Мы пришли в гости в гримёрку к успешной молодой актрисе Саратовского академического театра драмы им. И.А. Слонова Екатерине Ледяевой. В театре Екатерина служит всего лишь второй год, но её яркие роли в сказках, в спектакле «Преступление и наказание» приковывают к ней внимание театралов. И вот мы знакомимся с ней. Здравствуйте Катя! Как вы оказались у дверей театрального училища? Родилась я в Севастополе, на море. Мой папа военный, а мама медсестра. Когда я была маленькой, я себе мало представляла, что такое театр и кто такие актёры. Всё это меня волновало мало, я должна была бегать, играть и веселиться. Катя Ледяева Катя Ледяева Когда мне было восемь лет, произошёл переломный момент в моей жизни: в семье был кризис, и родители мои развелись. Я с мамой переехала в деревню в Ульяновской области, где жили мои бабушка и дедушка. Там я пошла в школу, в школе был театральный кружок, и там я стала играть, все главные роли были мои. В школе мне все говорили, что я должна поступать в театральный институт, наша учительница по литературе мне перечисляла города, куда можно поехать поступать. Как-то я рассказала о своём желании стать актрисой бабушке. Бабушка странно посмотрела на меня и сказала: «Из тебя никудышная актриса, потому что ты тихая, спокойная и скромная, а актрисы должны быть настырными, наглыми и пробивными. Поэтому найди себе другую профессию». Как послушная девочка я послушала бабушку и на время отказалась от этой мысли. Как хорошо учившейся в школе, мне дали направление в педагогический институт, на учителя русского языка и литературы. В институт бы я поступила на сто процентов, так как по направлению из деревни там брали всех. И вот я с этим направлением должна была ехать в Ульяновск и поступать. И вот закончились выпускные экзамены, у меня на руках направление и я должна ехать поступать в Ульяновск. Но тут я неожиданно, непонятно почему, решила позвонить своей тёте в Саратов. Я спросила у тёти, есть ли в Саратове театральное училище или институт. Она ответила, что что-то такое есть. Я тут же сказала ей, что скоро приеду. Потом я позвонила директору, сказала, что отказываюсь от направления. Все мои родственники были в шоке, но я уже никого не слушала. Катя Ледяева в школьной постановке «Русские люди» Катя Ледяева в школьной постановке «Русские люди» Я приехала в Саратов. Ужаснулась этому большому и непонятному для меня городу, мне казалось, что всё здесь бестолково и непонятно. Пришла в училище культуры и там мне почему то сказали (и слава Богу что так!) что в этом году набора на актёрский факультет нет, только на режиссёрский. И это, наверное, судьба, иначе бы я поступила в училище культуры, ведь мне тогда было всё равно, я тогда не разбиралась. Тогда я поинтересовалась, нет ли ещё какого-то другого училища, мне ответили что, кажется, есть театральный факультет в консерватории. Я нашла консерваторию и подумала «Неужели я здесь буду учиться?» Но мне сказали, что театральный факультет не здесь, а в другом месте. Я нашла здание факультета и подумала «Не дай Бог, я тут буду учиться». Когда я зашла в здание, я почувствовала какой-то запах, мне показалось, что это театральный запах. Первое что я увидела, как студентка Риммы Ивановны моет пол, и подумала: «Если я поступлю, я вымою здесь всё!». Я была какая-то безумная, у меня все было как-то вперемешку, какой-то страх, беспокойство, бешенство. Ни на каких консультациях я не была, ели успела на вступительные экзамены. И как-то всё быстро, кувырком, подготовка, сдача экзаменов… один, второй, я не успевала опомниться. Когда я уже поступила, было такое ощущение, что всё это было не со мной. А до этого я не разу не была в театре. А помните, с чем поступали, какая была программа? Помню. Стихи Лермонтова, письмо Татьяны к Онегину, басни Крылова, проза из Войны и мира, отрывок из Сорок первого, стихи Цветаевой. А какой конкурс был тогда на одно место? Ой, очень много, больше чем в последующие годы, но сколько я не помню. А что необычного было на экзаменах? Для меня там было всё необычно! Во первых, мне было непонятно как меня могли остановить на середине такого гениального произведения Пушкина как «Евгений Онегин». А когда я забыла фразу из стихотворения Лермонтова «Зачем я не птица, не ворон степной» я прочла «Зачем я не ворон», прочла и тут же поняла что дальше читать не имеет смысла и меня попросили читать другое стихотворение. У нас были этюды, а я вообще не понимала, что такое этюд. Надо мной смеялись всё время. Я пела русскую народную песню «С комариком я плясала», а комиссия смеялась, просто загибалась. Может у меня бешеные глаза были, не знаю… А с чего начинаются занятия, что происходит в первый день, что потом? У нас первым занятием было мастерство. До этого нам объяснили, что все мы должны быть в одинаковых кедах, девочки в лосинах и купальниках, мальчики в чёрных футболках, что мы должны быть не накрашены, волосы заколоты. Пришёл Григорий Анисимович, познакомил нас с Эльвирой Игоревной, сказал, что это наш второй педагог. Мы сидели полукругом перед педагогом, и он нам стал рассказывать что-то. Нам не всё было понятно. Рассказывал о том, как мы будем учиться, говорил о том, что мы не должны прогуливать. Первые полгода мы боялись жутко, просто непередаваемые ощущения. Когда мы знали, что с минуты на минуту должен прийти Григорий Анисимович страх у всех возникал жуткий, у кого-то коленки тряслись, у кого-то холодный пот… Довольно много времени мы потратили на тренировку того, как нужно синхронно вставать и садиться, как расставлять стулья полукругом, как переносить стулья. Потом, когда началась «машинка», выяснилось, что половина курса не знает алфавит… Расскажите нам, что же это за машинка, что за упражнение? «Машинка» – это такое упражнение. Раскидывается алфавит на несколько человек, каждому достаётся одна или несколько букв. Задаётся какая-то фраза, допустим простая – «Мама мыла раму». Гласные буквы это один хлопок, согласные – два хлопка, пробел – топнуть ногами, восклицательный знак это встать, запятая ещё как-то. И вот начали: тот у кого буква «М» делает два хлопка, тот у кого буква «А» делает один хлопок. И так до конца фразы, и причём все должны следить за фразой в уме, какая сейчас буква, какое слово в фразе. Это ужасно сложно, к тому же нужно попадать в ритм. Один раз нам задали фразу: «Как шалый конь взовьётся на дыбы желанье страсти, и валится, споткнувшись в тот же миг». И вот уставшие, вечерами после занятий мы часто стучали машинку из последних сил, едва вспоминая свою букву, и всё для того, чтобы на следующий день идеально простучать. Интересно, но на самом деле сложно. А остальные занятия нравились? Понравилось всё, но всё по разному. Во всём были свои сложности и свои прелести. Первый выход на сцену театра помните? Конечно помню. Первой учебной постановкой на большой сцене у нас был спектакль «Хочу ребёнка». Ужасно страшно было. Во первых мы все были охрипшие, потому что первый раз и на большой сцене и надо было не кричать, но чтобы слышно было. Сейчас мне страшно на сдаче и премьере! Но мне, почему-то, это ощущение нравится. Говорят, когда актёр выходит на сцену, он находится в каком-то своём коконе, у него повышается резко давление, он живёт какой-то другой жизнью в другом мире. Это так? Да, конечно, это абсолютно правильно! Если даже актёр болеет, то на сцене он ничего не чувствует. Когда у меня на «Чиполлино» нога болела, то на сцене я бегала и не замечала никакой боли, только прихрамывала, но когда я со сцены уходила, то я даже наступить на ногу не могла. Это уже не ты, это уже другой человек. Если в пьесе какая-то боль, физическая или психологическая, то ты её воспринимаешь и прочувствуешь. На первом курсе у меня была такая проблема: я не могла заплакать. Я не понимала как это можно. Я пыталась поверить в ситуацию, но видимо верила не до конца, что это происходит со мной, и не плакала, а только притворялась. Так же как и смех. А сейчас, всю ситуацию с героями пьесы проживаешь, пропускаешь через тебя, ты просто всё это органически чувствуешь – слёзы и смех они на сцене настоящие! Запомнилась сцена из спектакля «Дважды два пять», когда на совершенно пустой сцене актриса Екатерина Ледяева представляла себя на берегу моря, и рассматривала камешки, ракушки. И у вас светились глаза! Вы действительно тогда видели море? Я вижу, конечно не камушки и ракушки, а вижу пустое место, пол сцены, зрительный зал, но я отношусь к этому как к камушкам, как к морю, и так рождается образ. А смешные случаи на сцене были? Когда заговаривались или пропускали слова? Да, таких случаев на сцене бывает достаточно много. А, почему-то, когда на сцене смеяться из-за каких-то ошибок своих или партнёра нельзя, то смешно вдвойне. У меня был случай в дипломном спектакле «Дважды два пять». Сцена с Андреем Казаковым, я начинаю говорить, говорю, говорю, и все его реплики пропустила, проговорила свой текст… Есть спектакли на которые ты настроен серьёзно, там тебя никто не расколет. У меня например ни разу не было расколов на «Преступлении и наказании». Тяжело ли даётся череда новогодних спектаклей? Когда идёт вторая или третья сказка в четвёртый день, то ты теряешь ощущение пространства и времени, кажется, что ты не уходил со сцены, такое ощущение дежавю… Когда одно и тоже пять дней подряд то получается, что притупляются чувства. Получается не здесь и не сейчас. Из сыгранных Вами ролей, какая самая любимая? А у меня нет нелюбимых ролей. Любимая роль та, которую репетирую, или та, которая была последняя. Наверное, самая мощная роль – это Соня Мармеладова. А были роли трудные, требующие какой-то концентрации, освоения чего-то нового? Для меня совсем лёгких ролей не было. Всегда требуется твой труд, старания. Тяжело сыграть судьбу другого человека. Надо в это поверить, понять его действия, оправдать их для себя, в какой-то момент стать этим человеком. Понравилось ли в театре? Тяжело ли было переходить от дипломных спектаклей, к репертуарным спектаклям театра? А я пришла в театр первый раз, когда мы репетировали «Чиполлино», я ещё была студенткой. Тогда было страшновато, потому что я не знала, как тебя примут, как к тебе отнесутся. Когда я читала роль, у меня голос дрожал. Но, слава Богу, все меня приняли очень хорошо, тепло и душевно. Мне очень понравилась обстановка, атмосфера в театре. И потом, когда после дипломных спектаклей я пришла работать, мне было уже легко. А удаётся ли смотреть на спектакли в других театрах и на те постановки в которых Вы не заняты? Я пока могла только смотреть на постановки в своём театре, или на те постановки, которые идут на сцене драмы – гастроли МХТ Чехова, Балаковский театр. Побывать в других театрах Саратова или в театрах других городов пока не удалось. А не жалеете ли о том, что не стали учителем в сельской глубинке? Нет, что Вы! Я вообще была очень довольна прошедшим годом. А всегда была занята, всегда были спектакли, в которых я была занята. Учительствовать это вообще не моё. Когда я пришла на факультет я была тихой и скромной девочкой. Услышанное мной слово мата вызывало у меня шок. Хотя я и выросла в деревне, но деревня у нас была порядочная, никаким нехорошим влияниям подвержена не была. Когда в ходе учёбы у нас начались этюды, я захотела взять себе такие этюды, какие мне не были свойственны, такие характеры, которые не были бы на меня похожи: что-то с развратом, с истерикой. Я взяла два отрывка, принесла эти отрывки Григорию Анисимовичу, он мне сказал, что отрывки хорошие, но как ты будешь играть, ведь это не твой характер. А я ответила что хочу. Ну, раз хочешь – пробуй. И потом, без ложной скромности, эти отрывки у меня были одними из лучших на курсе. Постепенно и характер мой изменился. Я даже закурила, но это скорее для сцены. Сложно ли учить текст роли? Текст, вообще говоря, не учится как стихотворение. Читаешь несколько раз, идут репетиции одна за одной и постепенно весть текст ты уже знаешь. У вас две главных роли в сказках. Вам нравится играть в сказках? Мне нравится всё. Я не понимаю актеров, которые говорят, что ту или иную роль не любят. Мне нравится и маленькая роль в массовке, и главная роль – нравится всё. И вообще разве можно сыграть хорошо роль, если ты её не любишь. Какие Вы можете дать советы поступающим на театральный факультет? Самое главное не боятся и не зажиматься, а быть смелее и проще. Нужна именно смелость, а не наглость. Но в то же время, нужно вежливое отношение. Нужно учить материал, подходить к этому ответственно. Очень нехорошо, если ты можешь рассказать только половину басни, а вторую половину не помнишь. Хотелось бы попробовать сняться в кино? Наверное, да, хотелось бы сняться в хорошем кино. Но жизнь в кино, на съёмочной площадке она совершенно иная, чем в театре. В кино там всё снимается дублями, кусками, урывками. Причём снимается раз и навсегда, на следующий свой выход на сцену ты лучше не сыграешь, кино уже снято и всё. А в спектакле, когда он весь собран, ты от начала до конца проживаешь жизнь героя. Это совсем другое. И я не жалею, что я сейчас актриса именно в театре, а не в кино. А что больше нравится: репетиции или спектакль? Я люблю и репетиции и спектакли. Горько и обидно становится потом, когда репетиции закончены, и спектакль уже сдан, прошла премьера. Если сразу после этого не начать репетировать новый спектакль – то это депрессия, пустота, нечем заполнить пространство. Ты жил жизнью этого человека, каждый день ты что-то читал, находил. И вдруг выясняется, что есть и какая-то другая жизнь, у тебя есть жизнь, есть люди вокруг. Как теперь жить? Играть спектакль два раза в месяц и всё? А так, я люблю и репетиции и спектакли. А бывают попытки развития роли? Каждый раз играть роль чуть-чуть по другому. Каждый раз получается чуть-чуть по-другому. Но нельзя менять авторский текст, менять поставленные мизансцены, не влезать на чужой текст и не тянуть одеяло на себя. В любом случае чуть-чуть меняются твои интонации, чувства, жесты, мимика. Актёр, выходя из дверей театра, перестаёт быть актёром? Наверное, нет. Часто в разговоре с людьми, не связанными с театром, всплывают в твоей речи куски текста из роли, ты отвечаешь репликами своих героев. Иногда бывает, идёшь по улице, и всплывает текст роли и ты начинаешь проговаривать её вслух. Для освоения роли читаете что-то дополнительное? Да, конечно. Для роли Сони Мармеладовой я купила себе Евангелие, смотрела фильмы о Санкт-Петербурге (я пока там не побывала), читала роман, прочла биографию Достоевского. На прощанье пожелаем Вам больше новых интересных ролей. Василий Зимин, Станислав Авдеев. 01.10.2007